28 мая 1938 года организована Мурманская область. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 июня 1939 года и Постановлением Совнаркома РСФСР от 23 августа 1939г. образован Народный комиссариат по автомобильному транспорту РСФСР (впоследствии переименован в Министерство автомобильного транспорта РСФСР).

ОАО «Мурманскавтотранс» (первоначально – Мурманское областное управление автомобильного транспорта) было организовано решением Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области (протокол № 65 от 04.09.1939 года) на основании приказа от 01.09.1939г. № 5/646 по Народному комиссариату автомобильного транспорта РСФСР. В состав управления вошли Мурманская и Кировская автобазы, принятые по балансу от Мурманского горкомхоза и Кировского коммунального треста автогужевого транспорта. Свою хозяйственную деятельность Мурманское областное управление автотранспорта начинает с 01.10.1939г. Начальником областного управления назначен Костов Андриан Матвеевич, 1901 года рождения, образование – высшее.

Основными задачами была разгрузка железнодорожных станций и водных пристаней, организация грузовых и пассажирских перевозок, рациональное использование автотранспорта своего и других ведомств через организуемые в своем составе автогаражи, автостанции и т.д. На момент образования Мурманская автобаза насчитывала 20 автобусов, 30 грузовых автомобилей; Кировская автобаза – 14 автобусов, 3 грузовых автомобиля и 1 легковой. Численность работников Мурманского областного управления автотранспорта была 233 человека (в т.ч. на Мурманской автобазе – 128 чел., на Кировской – 89).

Управляющим Мурманской автобазы был назначен Иванов Сергей Васильевич, Кировской автобазы – Алексеев Павел Алексеевич. Мурманская автобаза была переименована в АТК №1 в феврале 1940 г. В январе 1964 г. АТК №1 переименована в автоколонну № 1118, а 23 августа 1996 года автоколонна №1118 реорганизована в самостоятельное ОАО и выведена из состава ОАО «Мурманскавтотранс».

Управляющим Мурманской автобазы был назначен Иванов Сергей Васильевич, Кировской автобазы – Алексеев Павел Алексеевич. Мурманская автобаза была переименована в АТК №1 в феврале 1940 г. В январе 1964 г. АТК №1 переименована в автоколонну № 1118, а 23 августа 1996 года автоколонна №1118 реорганизована в самостоятельное ОАО и выведена из состава ОАО «Мурманскавтотранс».

В 1940г. на баланс Мурманского областного управления автотранспорта передается Кандалакшская автобаза. (В этом же году все автобазы переименовываются в автотранспортные конторы). С декабря 1941 г. Кандалакшская АТК по решению облисполкома временно передается в ведение Кандалакшского горсовета, а в апреле 1942 г. Кандалакшская АТК стала филиалом Кировской АТК. 13 мая 1953 года Кандалакшская АТК самостоятельно начинает хозяйственную деятельность. В 1974 г. переименована в АК 1443.

Война помешала дальнейшему развитию автотранспорта общего пользования. В первые дни Великой Отечественной Войны большая часть исправного автотранспорта была мобилизована в Советскую Армию, остались только неисправные, изношенные автомобили. Численность работающих значительно сократилась.

Ремонтная база АТК была крайне слаба, ремонтные работы проводились на улице, под открытым небом. Не было и бытовых помещений для водителей. С 1943 года по 1952 год изменений в структуре управления не произошло. Бурный рост автотранспорта общего пользования начался в начале 50-х годов. С окончанием войны Мурманская область начала интенсивно развиваться: росли города, строились новые промышленные предприятия, увеличивалось население. Возникла необходимость в организации новых автотранспортных предприятий и организаций.

11 июня 1954 года в г. Мончегорске начинает хозяйственную деятельность Мончегорская АТК, которая приступает к эксплуатации автотранспорта 23 июня 1954 года на базе сданного комбинатом «Североникель» гаража со всеми зданиями и сооружениями. С 1 марта 1974 года Мончегорская АТК переименована в автоколонну №1442.

1 января 1955 года организована АТК № 2, на которую возлагаются автомобильные грузоперевозки, осуществляемые до этого времени автотранспортной конторой № 1. С 01 апреля 1958 года все легковые таксомоторы, весь линейный персонал, предназначенный для обслуживания нужд такси, передаются из АТК №1 в АТК №2.

В августе 1967 года АТК №2 переименована в АТП, а 1 января 1991 года преобразовано в АО «Такси» и вышло из состава ТПО «Мурманскавтотранс». 22 октября 1955 года пущена в эксплуатацию ЦАРМ, предметом деятельности которой является капитальный и средний ремонт автомобилей, автомобильных агрегатов и изготовление запасных частей для автомобилей. В целях упорядочения технического снабжения и распределения поступающих запасных частей, материалов и оборудования в централизованном порядке при ЦАРМе в ноябре 1955 г. организован отдел снабжения, на который возлагаются функции получения запасных частей, материалов, оборудования, их распределение, выдача, а также финансовые расчеты за материалы и запчасти.

В 1978 г. на базе отдела материально-технического снабжения организуется Контора материально-технического снабжения (КМТС), которая занимается своевременным и полным материально-техническим обеспечением АТП и организаций управления основными средствами, оборудованием, запасными частями, горючими и смазочными материалами, форменной и специальной одеждой. В 1984 г. КМТС преобразована в УК и ПТО. (Управление прекратило свою деятельность в декабре 2001 года).

С 1 ноября 1956 года организовано Мурманское грузовое автохозяйство, которое в 1967 г. переименовано в грузовое АТП (МГАТП). При акционировании ОАО «Мурманскавтотранс» в 1992 г. МГАТП не вошло в его состав и акционировалось самостоятельно. В июле 1957 года на базе грузового автохозяйства комбината «Печенганикель» было создано Никельское автохозяйство, в 1967 г. переименованное в Никельское АТП.

1 сентября 1958 года на базе, принятой от управления торговли автобазы, организуется Мурманское автотранспортное хозяйство № 4 для улучшения обслуживания автомобильным транспортом торговых предприятий и предприятий общественного питания, обеспечения централизованных перевозок и кольцевого завоза товаров с оптовых баз предприятиям и организациям розничной торговли, расширения доставки на дом купленных в магазинах товаров. В сентябре 1962 г. в состав Мурманского АТХ №4 передается на правах специализированной колонны специализированная автобаза по перевозке хлебобулочных и кондитерских изделий из управления местной промышленности. Мурманское автотранспортное хозяйство №4 в 1966 году переименовано в Автоколонну 1505. В сентябре 2003 г. АК №1505 прекратила свою деятельность.

1 июня 1960 года хозяйственную деятельность начинает Ловозерская АТК с местонахождением в поселке Ревда, созданная на базе Ловозерской автоколонны №3 Мончегорской АТК треста «Кольстрой» и автохозяйства Ловозерского горнообогатительного комбината. В 1967 году Ловозерская АТК переименована в Ловозерское АТП.

1 февраля 1963 года открывается автомобильная школа. Под здание автошколы используется клуб «Молодежный», переданный с баланса треста «Мурманжилстрой». Основные задачи автошколы – подготовка для автотранспортных предприятий квалифицированных кадров и повышение профессионального мастерства водителей и ремонтных рабочих. В 1994 г. автошкола переименована в Учебно-курсовой комбинат.

16 августа 1966 года в автоуправлении организуется самостоятельная хозрасчетная контора транспортно-экспедиционных операций в г. Мурманске с отделениями конторы в г.г. Кандалакше, Мончегорске, Кировске. В 1976 г. переименована в Мурманское областное предприятие транспортно-экспедиционного обслуживания населения. С 01.06.2002 г. деятельность ТЭП прекращена.

Для осуществления нового строительства, реконструкции, расширения и капитального ремонта действующих зданий и сооружений создается хозрасчетный строительный участок, на базе которого в 1972 году организована передвижная механизированная колонна. После ряда реорганизаций, предприятие вышло из состава «Мурманскавтотранс» в 1994 году.

В целях улучшения организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств, принадлежащих гражданам, в г. Мурманске в 1972 г. создается станция технического обслуживания, которая вскоре преобразуется в Мурманское областное производственное объединение по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств «Мурманскавтотехобслуживание» с филиалами в г. Мончегорске и г. Кандалакше. В 1990 г. ПО «Мурманскавтотехобслуживание» по распоряжению Министерства автомобильного транспорта РСФСР передано в состав Республиканского объединения «Росавтотехобслуживание».

В 1977 г. для проведения лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению профессиональных заболеваний работников и их лечения организован пансионат «Полярные Зори» в г. Анапа Краснодарского края.

В 1972 г. создано бюро технической помощи (ПТБ). В1973 г. в составе бюро начинает работу опытно-экспериментальный цех. В 1975 г. – санитарно-экологическая лаборатория. Основные задачи ПТБ – комплексная разработка прогрессивных технологических процессов перевозки пассажиров и народохозяйственных грузов, технического обслуживания и ремонта подвижного состава, осуществление контроля соблюдения санитарно-гигиенических нормативов.

В 1980 году создана машиносчетная станция для осуществления механизированной обработки путевых листов, заработной платы и другой учетной документации. В 1988 г. на базе МСС организован Кустовой вычислительный центр. В декабре 1997 г. реорганизован в отдел, который впоследствии был ликвидирован.

Историю предприятия делают люди, и в первую очередь руководители, именно эффективная организация работы обеспечивает конечный результат деятельности предприятия.

За 70 лет в Обществе сменилось всего девять первых руководителей: Костов Андриан Матвеевич (1939 г. – 1945 г), Лавринайтис Александр Иванович (1945 г. – 1955 г.), Орлов Соломон Исакович (1955 г. – 1965 г.), Ярмоленко Борис Николаевич (1965 г. – 1970 г.), Сергеев Алексей Назарович (1970 г. – 1982 г.), Омельченко Арий Афанасьевич (1982 г. – 1995 г.), Подкопаев Сергей Иванович (1995 г. – 2001 г.), Носырев Владимир Владимирович (2002 г. – 2004 г.), Варзугин Андрей Игоревич (2004 г. – 2008 г.), с апреля 2008 года – Гречков Виктор Юрьевич.

Гораздо больше сменилось директоров филиалов. Большинство из них были люди преданные нашей отрасли, стремившиеся укрепить авторитет автомобилистов у населения, внести вклад в развитие автомобильных перевозок Заполярья и совершенствование структуры Общества. Среди них: Н.К. Севастьянов, В.С. Преснов, Н.П. Бахтин, Т.С. Лютова, Ю.Н. Васильченко, В.Г. Вьюшин, А.А. Мазуров, Г.А. Мелентьев, П.А. Ширяева, Н.А. Шиловский, А.И. Ваймугин, Я.А. Кричман, Н.А. Пешков, А.И. Цыганов и мн. др.

Гордостью коллективов автотранспортников всегда были люди. Их неоценимый труд, высокий профессионализм, и большой вклад в развитие автомобильной отрасли по достоинству были оценены. 103 человека были награждены орденами, 95 человек – медалями, 28 человекам присвоено звание «Заслуженный работник транспорта России», 242 человека отмечены отраслевыми наградами, свыше 400 человек занесены в Книгу Почета ОАО «Мурманскавтотранс». Их имена и бесценный опыт работы вошли в историю нашего коллектива. Первыми кто удостоен государственных наград были: А. Левкин – водитель автобуса Кандалакшского АТП, А.Г. Минин – водитель автобуса АК №1118, М.С. Муратов – водитель Мурманского пассажирского АТП, А.И. Поляков – водитель АК №1505, В.Г. Набокин – токарь Мурманской ЦАРМ, А.А. Ивина – кондуктор Кировской АТК, В.Г. Вьюшин – начальник Кировской АТК, П.А. Лукичев – водитель АК №1505, М.Г. Васильев – водитель Мончегорского АТХ, А.Н. Сергеев – начальник АК №1118, Е.Н. Трофимова – водитель Ловозерской АТК, И.Б. Авербух – начальник Мончегорского АТХ, Б.Н. Ярмоленко – начальник Управления автотранспорта и др.

Много лет, практически со дня образования предприятия, с большой отдачей работали в системе Общества В.М. Герасимец – водитель пассажирского предприятия, К.И. Емельянов – мастер ЦАРМ, П.Г. Жуков – водитель АК №1505, Н.А. Завьялов – главный инженер Мурманского автотранспортного управления, Ю.Н. Коптяева – начальник отдела эксплуатации управления, М.С. Муратов – водитель пассажирского АТП, Я.А. Харитонов – водитель Кировского АТП, А.И. Долгушина – диспетчер АК №1442, Н.А. Зыков – слесарь МГАТП, В.М. Афанасьева – бухгалтер Мурманской СТОА, Н.Т. Юрасов – водитель АК №1118, А.Е. Гараева – водитель АК №1505, С.П. Баклагин – водитель Кировского АТП, М.С. Кижик – водитель АК №1443, Ю.З. Пахомов – начальник ПТО управления, А.В. Змеева – начальник ОТиЗ управления и мн. др. Никто не забыт: их имена, фотографии, перечень заслуг и результатов труда занесены в Книгу Почета Общества и навсегда останутся в памяти благодарного им коллектива.

С изменением в последние годы экономической ситуации в стране большие перемены произошли и в структуре акционерного общества. Из 22 предприятий осталось 10, численность сократилась до 1060 человек. Уменьшился объем перевозок, повысилась конкуренция.

В результате кропотливой работы всего коллектива, ОАО «Мурманскавтотранс» сегодня – это качественный сплав зрелого опыта и молодости, устоявшихся традиций и полезных нововведений, взвешенного подхода к решению проблем и способности к эффективному преодолению трудностей. Несмотря на изношенность парка автомобилей, финансовые трудности ОАО «Мурманскавтотранс» обеспечивает социально значимые перевозки населения области по 96 автобусным маршрутам протяженностью около 7 тысяч километров, из которых 32 городской, 40 пригородных, 22 междугородных и 2 международных маршрута. Жители городов и поселков отправляются с автовокзалов не только по области, но и в Финляндию. Междугородные маршруты обеспечивают надежную связь со всеми городами и поселками области. Более 10 лет акционерное общество осуществляет международные пассажирские перевозки как по регулярным автобусным маршрутам, так и разовым заказам по странам Скандинавии.

Грузовой автотранспорт работает на ремонте и строительстве дорог и других объектах городов области.

ОАО «Мурманскавтотранс» уделяет пристальное внимание вопросу охраны здоровья работников. Для этого создана санитарно-экологическая лаборатория, которая постоянно обследует производственные помещения и проводит аттестацию рабочих мест. Для оздоровления работников и их семей Общество имеет пансионат «Полярные Зори» в г. Анапа Краснодарского края, в котором ежегодно отдыхает свыше 3-х тысяч человек.

Коллектив акционерного общества всегда работал стабильно, эффективно и устойчиво, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, награды, почетные грамоты. Во всех достижениях заслуга людей. Кадровый потенциал – гордость Общества. Люди, награжденные государственными и отраслевыми наградами за многолетнюю добросовестную работу, большой личный вклад в социально-экономическое развитие отрасли, продолжают работу на благо нашего Общества и сегодня. Высокое звание «Заслуженный работник транспорта России» имеют: Л.В. Головач, Ю.М. Заикин – работники АК №1378, В.А. Мельченко, А.И. Незамаев, А.И. Горбов – Североморского АТП, М.И. Семенюк – Кировского АТП, В.Г. Руссу – АК №1442, А.Я. Алексеев – АК №1443, «Почетный работник транспорта России» – А.Г. Богданов, Н.В. Андреев – аппарат управления, А.А. Куклина – Никельское АТП, Т.В. Гонтарева – Североморское АТП, орден «Знак Почета» – В.А. Кайгородова – Кировское АТП и мн. др.

Динамичное развитие акционерного общества, оказание филиалам высококвалифицированной помощи, детальная проработка вопросов при представлении интересов коллектива в органах представительной и исполнительной власти, обеспечение развития перевозок автотранспортом стали возможными благодаря построению соответствующей организационной системы управления Обществом.

Новости

Читать все новости